МБУК "ЦБС МО "Хоринский район"
Фотоальбом
« Ключи к здоровью» <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <span style="font-size: 12.0pt;line-height:115%;font-family:">В мае месяце для учащихся ХСОШ №1 и ХСОШ №2, воспитанников детских садов, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних&nbsp; в Хоринской детской библиотеке прошел <b>цикл мероприятий &laquo; Ключи к здоровью&raquo;:</b> </span></p> <p><span style="font-size:12.0pt;line-height:115%;font-family: ">1 <b>Час полезных советов &laquo; Пять слагаемых здоровья&raquo;.</b> Отдельные блоки мероприятия посвящены составляющим здоровья: питание, здоровый образ жизни, достижения медицины. Особое внимание уделено вредным привычкам. В заключении ребята получили закладки о здоровом образе жизни.</span></p> <p><span style="font-size:12.0pt;line-height:115%;font-family: ">2 <b>Видеолекторий &laquo; Быть здоровым &ndash; это стильно!&raquo;.</b> В ходе мероприятия ведущие обсудили с ребятами важность здорового образа жизни, продемонстрировали видеофильм о вреде курения, после просмотра, которого задали вопросы &laquo; Антитабачной викторины&raquo;. Затем был показан видеофильм &laquo; 6 мифов об алкоголе&raquo;, где доступно объяснялось, какие заблуждения сопровождают распитие спиртных напитков. </span></p> <p><span style="font-size:12.0pt;line-height:115%;font-family: ">3 <b>Актуальный диалог &laquo; Будь сильным,здоровым!&raquo;</b> с приглашением специалиста Кабинета профилактики Т.Б.Будаевой. Участники мероприятия обсудили составляющие здоровья: важность правильного питания, соблюдение режима дня, здоровый образ жизни, физическую активность, отказ от вредных привычек. Наибольший интерес вызвала игра-викторина , в которой , разделившись на три команды, ребята отвечали на вопросы следующих категорий: &laquo; Слагаемые здоровья&raquo;, &laquo; Противники здоровья&raquo;, &laquo; Олимпийские игры&raquo;, &laquo; Спортивная азбука&raquo;, &laquo;&nbsp; Спорт в жизни известных людей&raquo;.&nbsp;</span></p>

5 фото 25.05.2017

Смотреть все >>


Виртуальный тур по ЦБС Скачать виртуальный тур



Народы

 Буряты
 
В бурят-монгольских летописях и хрониках встречаются различные названия – буряты, бурят-монголы, монголо-буряты. Все эти названия имеют право на существование.

Буряты – составная часть монгольского мира. Современная историческая наука относит бурят к центрально-азиатскому типу северо-азиатской расы большой монголоидной расы. Язык – бурятский, северной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Выделяются западные и восточные группы диалектов.

У самих бурят существует огромное количество преданий, легенд о происхождении тех или иных родов и племен – предание о Буха-нойоне, легенды о Бурядае и Хоридое, о шаманах Айсухан и Хусыхан, о Баргу-баторе.

Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды до Онона на юге. Основу племени составляют одиннадцать родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харлана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось ядром формирования бурятской народности. Диалект племени хори лежит в основе бурятского литературного языка.

«Заседатель Хоринской думы Дарбаев в 1839 году написал краткую историю 11 хоринских родов и, представляя ее по требованию хоринского главного тайши Дымбилова, в сопроводительном письме отметил, что у монгольского Алтан-хана первым из трех его сановников был некто Баргу с чином дайчин, что младший из трех сыновей названного Баргу по имени Хоридай имел 11 сыновей, образовавших 11 родов, которые после времени того Алтан – хана были подданными Бубэй – бэйлэ – батор – хана на юго-востоке.

В 1840 годах лекарь худайского рода хоринцев Ванчик Саагиев несколько шире написал также хоринскую историю и ее копию прислал ширетуй – ламе Кудунского дацана Суванову.

В сочинении Ванчик Саагиева написано, что в 12 поколении до монгольского хана Чингиса был некто Добо-Мэргэн, что к этому периоду относится и Хоридай-мэргэн – младший из сыновей тумэтского дайчин-нойона Баргу-батора и что Добо-мэргэн был женат на дочери Хоридая – Алун-гоа, родившейся от его жены Баргужин – гоа от другой жены Хоридая – Шаралдай родились 5 сыновей: Галзут, Хуацай, Кубдут, Шарайт и Гучит, а вместе с шестью сыновьями от его жены Нагатай: Харгана, Батанай, Бодонгут, Худай, Цыган и Хальбин, всего 11 сыновей. Имена сыновей даны в хронике Саагиева по названиям хоринских родов.

Хоринские роды примерно в этом составе, в каком мы их знаем, вышли из Монголии и сосредоточились в Забайкалье за период с конца 16 века по первую четверть 18 века включительно. На их основе и было создано 11 административных родов после заключения Буринского тракта 1728 года.

Имена жен Хоридая были заимствованы А. Саагиевым из разных источников: Баргужин – гоа – из моногольской летописной литературы, а Шаралдай и Нагатай – из устной традиции самих хоринских бурят.

Письменное название хоринцев «хори», судя по «Сокровенному сказанию» монголов, было хорошо известно в 13 веке, но в этом значении оно, вероятно, употреблялось и в более ранние времена. В дальнейшем этноним хори приобрел второе значение: стал трактоваться и как имя предка хоринцев Хори, от которого будто бы произошло само племя.

Имя легендарного предка хоринцев сначала было Хори, потом стало Хоридай, которое после перегласовки превратилось в Хоридой.


Русские старожилы

Старожилами называют русских пашенных крестьян, так называемых сибиряков, и русских служилых людей (казаков). Вхождение Сибири в Русское государство началось с похода Ермака (1551-1585гг.) В 1628г. Енисейские служилые люди, продвигаясь вверх по Ангаре вошли в соприкосновение с бурятами в верховьях р. Оки, а в 1631г. Основали острог на р. Илим. В последующем были основаны Иркутский острог (1661г.), Нерчинский (1654г.), Селенгинский (1665г.), Верхнеудинский (1666г.). К концу ХVIIIв. Вся Сибирь была освоена и заселена русскими.

Коренные  хоринские фамилии: Труневы, Поповы, Махаловы, Курбатовы, Машановы, Батурины, Корнаковы, Татауровы, Носыревы.

Одной из древних и многочисленных хоринских фамилий является фамилия Труневых. К моменту образования нашего района в 1923 году в с. Додо-Онинское (ныне Хоринск) проживало 14 семей с этой фамилией.

Интересно то, что род Труневых ведет свое начало с XVIв. В конце XVI, начале XVII веков в Хоринские степи из внутренней Монголии переселились буряты Галзутского рода. Среди них был некто Орьхеной. У него было пять детей, один из них Баялхай, у Баялхая было трое детей, один из которых Тагар, у Тагара родилось 4 детей, один из них Бабхи, у Бабхи появилось 4 детей, один из которых Жибэ.

Однажды, не поладив и обидевшись на него, Жимбэ решил сменить буддийскую веру на христианскую. Он поехал в Верхнеудинск и крестился у купца Трунева Петра Георгиевича, проживающего по Большой улице (ныне ул.Ленина). Купец Трунев дал ему имя Костя, свою фамилию, отчество. Так Жимбэ стал Труневым Константином Георгиевичем. Он женился на Екимовской Марии Яковлевне. У них родилось 5 сыновей и 3 дочери. Отсюда и пошел Хоринский Труневский род.

Труневы славились крепким здоровьем, трудолюбием, мастерством, их семьи отличались крепкими нравственными устоями, честностью, добропорядочностью. Все Труневы жили в среднем достатке, вели полукочевой образ жизни, имели крепкое хозяйство и заимки. Одними из первых Труневы начали сеять рожь, пшеницу кубанку. В местности Шубугуй круглый год работали четыре мельницы, две из которых были Труневские. Была у них своя молотилка, в которую запрягали 8 коней. Первым кузнецом на селе был Трунев Степан. Он же организовал строительство проточной водяной мельницы за Удой.

Талантливой и музыкальной была семья Трунева Гаврилы: сам он очень хорошо пел, его приглашали петь на все мероприятия, этот музыкальный дар унаследовали его дети – сын Степан хорошо играл на скрипке, дочь Агния – на гитаре. Дочь Агнии Гавриловны Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова стала оперной певицей, играла на разных музыкальных инструментах (мандолине, баяне). Интересно, проходили семейные вечера, на которых исполнялись бурятские, русские, украинские народные песни.

Одним из представителей большого семейства Труневых был Евграф Филаретович. Это был мудрый толковый человек с феноменальной памятью, богатым жизненным опытом, в молодые годы слыл хорошим плотником, умелым охотником. У него в гостях бывали фольклорные экспедиции студентов пединститута, обращаясь как к знатоку местных традиций, народных мудростей.

Представитель восьмого поколения этого рода Иннокентий Яковлевич составивший свою родословную, стал инициатором создания районного краеведческого музея, а затем и его директором. Потомок Труневых в десятом колене Ирина Валентиновна Кривошеева (Трунева) – воспитатель детского сада «Ромашка», интересная, увлеченная личность. Художник-любитель лауреат республиканского конкурса «Мастер-92», она хорошо рисует, лепит, шьет детские костюмы, пишет стихи, делает различные поделки из природного материала. Ее последнее увлечение – лаковые миниатюры. И справиться со всем этим ей помогает большая работоспособность – родовая черта Труневых.

У Носырева Спиридона, местного священника, была большая семья из 11 детей: 8 сыновей и 3 дочери. Из них шестеро закончили Читинскую учительскую семинарию. Двое его сыновей Владимир и Николай стали врачами, старшая дось Мария работала учителем в Онинском училище, а затем в Хасуртайской школе. Сын Гаврил 1890г.р. в течение 5 лет также работает в г. Верхнеудинске, где становится членом Прибайкальской подпольной организации большевиков. Гавриил успешно выполнял ряд заданий, участвовал в создании ревкомов в Хоринском аймаке, оказывал помощь большевикам, заключенным в тюрьме, снабжая их паспортами. В конце 1919 года он назначается членом штаба Унэгэтэйского партизанского отряда. Гавриилу активно помогали братья Николай, Владимир, Михаил.

В семье Носыревых во время разгула белого террора скрывались члены Центросибири Янсон, Якимов, Парняков. О революционной деятельности Гавриила подробно рассказано в книге «Борцы за власть Советов в Бурятии». Гавриил Спиридонович создал общество потребителей, был председателем кредитного товарищества, организовал пчеловодческую артель. Внук Спридона Носырева Вадим Павлович, ветеран спорта, работал первым секретарем райкома комсомола, в 1957 году был делегатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, работал Председателем Комитета физической культуры и спорта, директором КБО, типографии, начальником РСУ.


Русские старообрядцы

Село Хасурта - обыкновенное село, как и все другие. Но эта простая деревня издавна привлекает человеческий взгляд своей особенностью, застройкой улиц и домов, необычностью наряда ее жителей...

Центральная улица Хасурты растянулась на четыре километра. Если пройдешь по улице из конца в конец, то увидишь и резные тесовые ворота, и избы-связи, и старинные дома - пятистенки, и резные окна с наличниками.

Потемневшие от времени, толстые бревна домов помнят вековую историю заселения этого края семейскими. Образовалась Хасурта давно. В 1804 г. тайша Хоринского ведомства Будаев за принятие бурятами православия выслал крещеных инородцев в знак наказания в лесную глушь с небольшой ключевой речонкой - Хасуртай.

Так на берегу таежной речушки образовалось бурятское селение, взявшее её имя, что в переводе на русский язык означает "Еловка" (Хасури - ель). Здесь поселился крещеный инородец, женатый на раскольнице. Она провела пропаганду, что если односельчане желают выучиться работать, узнать молитвы и как вести хозяйство, то следует пригласить "старообрядцев". Речь идет о староверке Власовой из села Куйтун, волевой и мужественной женщине, которая положила начало освоению хасуртайских земель. Так начался перевод оседлых инородцев в старообрядчество, повлекшее за собой смешанные браки между русскими и бурятами.

В 1821 г. был составлен общественный приговор оседлых инородцев Хасуртаевского селения о приеме к себе на поселение крестьян Куйтунского селения Куналейской волости в числе 22 душ для того, чтобы учиться у них земледелию.

Большинство ясачных инородцев исповедывало старообрядчество и называлось семейскими. Те же потомки оседлых бурят, которые исповедывали православие, назывались карымами. Так Хасуртаевское селение было разделено на два земельных общества: "ясашные" и"хрисьяне".

По сведениям Кульского волостного правления за 27 марта 1884 г. селение Хасуртаевское находится в 25 верстах от Верхнеудинского тракта, от близлежащих селений в 30 верстах, число дворов-15, население -74 человека.

К Хасуртаевскому селению были причислены на вечное поселение уволенные от каторжных работ 15 человек. Несмотря на возражения инородцев, вновь прибывшим была выделена пахотная и сенокосная земля. Многие из них обзавелись семьями и перешли в старообрядчество.

Дореволюционная Хасурта представляла собой единственную узкую улицу с односторонней застройкой домов. На другой стороне улицы находились огороды и бани. На западном краю деревни была сопка, на которой стояла церковно-приходская школа, православная церковь и карымское кладбище. Южнее кладбища расположился старообрядческий погост. Основные усадьбы первоначальной застройки находились в центральной части села. Посредине деревни стояло здание семейской часовни с одним зеленым куполом и восьмиконечным крестом у его основания. Непреходящей заботой жителей была нехватка воды и земли. Зимой речка промерзала до дна, вода исчезала, и питьевую воду носили на коромыслах из незамер¬зающих ключей. Из них же поили скот. Частично нехватку воды восполняли льдом с речки, который опаивали в избах.

К началу XX в. Хасурта была крупным зажиточным селом. Шло постепенное расслоение сельчан на богатых и бедных. Появились купеческие лавки и магазины. На небольших речках Хасуртайка, Атха, Хайл, Гэмэн в округе деревни стояло семь мельниц. Выделялось несколько зажиточных кулацких и середняцких хозяйств. На каждый двор приходилось в среднем 7-10 га пахотной земли. Лучшая земля в сиверах принадлежала богатым, степные песчаные поля - беднякам и середнякам. Сеяли ярицу, овес, ячмень, при наличии хорошей земли - немного пшеницы "на калачи по праздникам". Многие сеяли просо и гречиху на кашу, загон конопли на веревки. Карымы разводили табак.

Засоренность полей, засуха угнетали посевы. Ранние заморозки часто губили урожай, зерно получалось щуплое, печеный хлеб темный, тяжелый, невкусный. Большей части сельчан своих запасов не хватало, поэтому почти все взрослое население из мужчин осенью занималось промысловой охотой на белку и соболя. Зимой рубили и вывозили на берег Курбы лес, летом сплавляли его в Верхнеудинск. Туда же ехали торговать на базар заготовленными в тайге орехом, черемшой, брусникой. Летом бедняки косили по найму сенокосы богатым соседним бурятам. Семейские женщины и девушки ехали в соседние улусы "шерстовать", т.е. менять выпеченный хлеб на овечью шерсть. Своих овец хасуртайцы держали немного, поэтому на бытовые нужды шерсти не хватало. Зажиточные крестьяне носили дорогие лисьи и бобровые шапки. Женщины щеголяли шубами из беличьих хвостов. Много одежды изготовлялось дома, ручным спо¬собом, причем покрой ее заимствовали у бурят: доха, курма, пимы, унты, халаты. Жизнь и быт имели в себе много патриархального. Превалировали религиозность, культ старшинства. Без молитвы не начинали никакого дела. В семейных и общественных отношениях мнение старших имело решающее значение. В прошлом на селе почти не употребляли спиртного (положительное значение играл старообрядческий запрет на "чертово зелье"). И без него были веселые свадьбы (пили ягодную сыту.). Зимой молодежь сообща арендовала большую избу, в которой проводились святочные игрища, вечеринки, посиделки. Здесь вели веселые игры "жмурки", "дрема", "почта", "третий лишний", "суседи", "каравай".

Большинство семейских изб имели признаки северо-русского типа домов с высокими резными окнами. Во всех дворах - амбары с предамбарниками, чаще разделенные на две половины. Встречались двухэтажные амбары (у купцов), далее шли крытые сараи для телег, саней. Во дворе помещались завозня, погребица, зимовье. Дальше шли задние скотные дворы, стайки, конюшни, сеновал, иногда кузница. Полы в избах не красились, а тщательно мылись и натирались крупным песком - дресвой. По праздникам на полу расстилали яркие домотканые половики: дорожки и круги.

Так в лесной глуши среди вековых елей и могучих лиственниц, на берегу светлой таежной речушки образовалось когда-то село. 

«»

Разработка официального сайта sdep.ru

сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ